Поп-культура Америки: Стивен Спилберг — мистер блокбастер

«Я бы очень хотел — но пока этого не сделал — снять настоящее кино о любви. А еще я бы хотел снять такой старомодный мюзикл: поют-говорят, говорят-поют. И танцуют».
(с) Стивен Спилберг

Стивен Алан Спилберг  американский продюсер, сценарист и режиссер, один из самых успешных и кассовых в истории. Постановщик таких картин, как «Челюсти», «Инопланетянин», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Линкольн», тетралогии об археологе Индиане Джонсе, трилогии «Парк Юрского периода» и многих других известных вам кинокартин.
Для современной популярной культуры Америки, Стивен Спилберг является неотъемлемой частью голливудского кинематографа, как режиссер с существенным количеством коммерчески успешных и признанных многими критиками фильмов.
Сегодня Стивена Спилберга называют: «магистр коммерческого кино», «мистер бородатый блокбастер», «взрослый вундеркинд» и даже «голливудский бог». В первой двадцатке чемпионов по кассовым сборам за всю историю американского кино именно его картины занимают престижные места. American Film поставили С.Спилберга на 3-е место среди лучших режиссеров США 1980-х, а две его ленты («Инопланетянин» и «Искатели утраченного ковчега») включили в «лучшую американскую двадцатку».
Сама кинокарьера Стивена Спилберга началась несколько десятков лет назад, когда студент Калифорнийского университета получил первую постановку. После притчеобразного триллера «Дуэль», где инфернальный грузовик-тяжеловоз преследовал беззащитную легковушку, на начинающего молодого режиссера вкладывали большие надежда. И его последующие фильмы это оправдали, тут же последовал в кинотеатры драматический «Шугерлэнд-экспресс». Сенсацией 1975 года стала летняя экранизация романа Питера Бенчли «Челюсти». Эта лента о поединке человека и акулы даже обогнала по сборам «Крестного отца» Копполы с 130 миллионами долларов. 
Оригинальный роман, послуживший основой для фильма, был написан Питером Бенчли, которого вдохновили инциденты,  случившиеся в действительности: громкая поимка нескольких акул близ Лонг-Айленда и острова Блок Фрэнком Мундусом капитаном зафрахтованного судна «Montauk» и нападения акул у побережья Нью-Джерси в 1916 году, повлёкшие за собой гибель четырёх человек. 

После этой кинокартины на церемонии Оскара-76 года имя Спилберга попало в один ряд с такими великими мастерами, как Стенли Кубрик, Роберт Олтмен и другими, хотя режиссерской номинации фильм не получил, был сделан серьезный старт. С этого года фильмы, снятые (и спродюсированные) Спилбергом выдвигались на Оскар по тем или иным номинациям. Режиссеру удалось совместить в своем творчестве коммерческую зрелищность и профессиональную силу искусства.

Однако даже у таких режиссеров бывают периоды неудач.  Спилберг обращается к военной истории: драма «1941» относится к числу неудачных работ режиссера. Критики спокойно отнеслись к провалу: “Всему свое время” – решили они, и оказались правы. Потерпев неудачу, Стивен лишь воодушевился: его последующие кинокартины заставили всех убедиться, что «Спилберг» и «неудача» понятия абсолютно не совместимые. 

Приключенческая трилогия про бывалого археолога Индиану Джонса (Харрисон Форд), стала не только образцом семейного фильма, но и новым хитом: около 115 миллионов долларов за каждую серию: «Искатели утраченного ковчега», «Индиана Джонс и храм Судьбы», «Индиана Джонс и последний крестовый поход» переосмысливали традиции фильма экзотической авантюры, погрузили зрителей в достаточно простую сюжетную нить, связанную с поисками Ноева Ковчега, волшебных алмазов или живой воды, в атмосферу пародийной стилизации, использующей мотивы как различных жанровых систем от детектива до вестерна.

С этого момента и в последующие годы Спилберг снимает один за другим кассовый фильм – «Инопланетянин» (238 миллионов долларов прибыли), фантастическую сказку для детей и взрослых, а в 1985 году – «Цвет пурпура» - драматическую историю, затрагивающую расовые проблемы, «Империя солнца» (о судьбе английского мальчика, который в годы второй мировой войны потерял родителей в Шанхае и попал в японский плен), а параллельно успевает выступать и в роли продюсера фильмов («Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера?», «Полтергейст», «Гремлины»). Все эти ленты тоже имели заметный успех во многих странах.

Но вот режиссера в очередной раз подстерегла неудача - сказка Спилберга «Крюк» с Робином Уильямсом и Дастином Хофманом в главных ролях вызвала разочарование у критики и публики. Впрочем, черед два года Стивен Спилберг взял убедительный реванш за неудачу, поставив супербоевик «Парк Юрского периода». Однако по-настоящему Спилберг удивил зрителей обращением к теме спасения немцем Оскаром Шиндлером нескольких тысяч евреев в годы второй мировой войны поставив фильм «Список Шиндлера». Получив за фильм «Оскаров» по основным номинациям, Стивен Спилберг торжествовал: наконец-то труд был оценен членами американской киноакадемии. 

Режиссер обрел не только зрительский успех, но и «премиальный». А познакомиться с оригинальной трилогией про Индиана Джонса и фильмом "Челюсти" вы можете в Партнерском центре Borisov InfoUSA!

Комментарии