Эпоха воюющих провинций


Междоусобные войны могли длиться десятилетиями, а иногда растягивались и на целые поколения, порождая множество закрученных сюжетов: временные военные и дипломатические союзы, внезапные предательства и хитрые заговоры... В историческом плане Япония – удивительно тихая страна, но даже ее не обошли стороной феодальные распри.


История и культура Японии напрямую связана с сословием воинов – самураями, которые на протяжении нескольких веков были правящим классом японского общества. Само слово «самурай» происходило от «сабурау», что значит – служить человеку высшего сословия, служить и защищать хозяина. Следовательно, самураем называли в Японии слугу феодала, охраняющего его поместье, имущество и его самого.

На этапе своего зарождения самураи были тесно связаны с аристократическими кланами, практически не владея земельными наделами, а с точки зрения знати эти воины были не чем иным, как организованными бандами. Со временем воинское сословие стало настолько сильным, что вообще перестало нуждаться в поддержке аристократических родов. 

Вовремя войны между двумя могущественными домами Тайра и Минамото установилась новая систему правления сёгунат, режим военной диктатуры, характеризовавшейся безраздельным господством крупных кланов самураев в социальной и политической областях. Самураями в это время стало считаться все военное дворянство Японии, включая и самого сёгуна. Особой категорией самураев, были владетели крупных земельных участков. Далее шли самураи отличавшиеся друг от друга размерами богатства и доходов. Главой же военного правительства (Бакуфу) был сёгун, считавшийся наместником императора. В то же время, несмотря на сильную власть сёгуна, каждый феодал стремился упрочить свое положение путем создания собственной армии.  

После утраты власти сёгуната Минамото, на смену пришла новая власть в лице Асикага Такаудзи. Получив титул сёгуна, Асикага установил сёгунат Муромати. В период его правления стали преобладать крупные феодальные владения и княжества, объединявшие несколько провинций, которые не всегда признавали власть Асикага. 

В результате активизировались междоусобные конфликты и на политической арене появились «даймё смутного времени», которые, объединившись, превзошли по силе прежних феодалов, распространили своё влияние на целые провинции и несколько десятков лет вели междоусобную борьбу в период воюющих провинций – «Сэнгоку дзидай». Непрерывные войны длились с 1507 по 1605 г.

В ситуации глубокой феодальной раздробленности, фактического отсутствия центральной власти, экономического кризиса и засилья иностранных миссионеров в середине XVI века остро встал вопрос политического объединения страны, в котором в первую очередь были заинтересованы следующие крупные феодалы:





Кино является одним из наиболее развитых видов современного японского искусства. Особенно значительных успехов японский кинематограф добился за послевоенные годы, когда национальными режиссерами был создан, ряд высокохудожественных произведений, получивших известность далеко за пределами Японии.


Иностранцы называют Японию страной противоречий и контрастов. Здесь явно чувствуется разрыв и конфликт между поколениями. Так и фильмы, безусловно, «японских» режиссеров, как Ясудзиро Одзу или Микио Нарусэ, вызывают за рубежом чувство восхищения у одних и глубокую скуку у других. Фильмы молодых режиссеров, которые предпринимают попытки «оторваться от японской почвы», с полной серьезностью принимаются где-нибудь в районе Юго-Восточной Азии за американские или филиппинские кинокартины. Поэтому только в Японии вы можете встретить такой мир киноискусства, где одновременно и совершенно независимо друг от друга существуют два стиля в кино: дзидайгэки и гэндайгэки. 

Гэндайгэки – картины о современном мире, отличаются сложным сюжетом и большей протяженностью. Фильмы-дзидайгэки – исторические и фольклорные картины, построенные на традициях театра Кабуки. Такие кинокартины состоят из нарезки фехтовальных сцен, а сюжету уделяется гораздо меньшее внимание. Снятые в этом жанре фильмы, как правило, рассказывают о событиях японского средневековья, а более конкретным поджанром для кино о самураях называют тямбара-эйга.

Образ исторических личностей и фольклорных героев эпохи Воюющих провинций в японском кино с ходом времени менялся, но прежде всего самураи должны были быть личностями – чтобы зритель мог узнать их, понять и принять со всеми их недостатками. Это могут быть неблагополучные герои, вассалы даймё или сами феодалы. Основной акцент часто смещается на повседневные поступки главного героя, которые дают возможность зрителю оценить его не только как мастера меча, но и как носителя определенных норм.

Акира Куросава – возможно, самый известный японский кинематографист в истории кино. Он не случайно стал режиссёром с мировым именем, представляющим Японию за границей. Это произошло потому, что ему присущи такие качества, которые редко встретишь среди японцев – он является режиссером, склонным к утверждению своих собственных идей.

«Воин-тень» («Кагемуся» или «Тень воина») – один из сложных, неторопливых и трагических фильмов Акиры Куросавы. За него режиссер был награжден «Золотой пальмовой ветвью» на Каннском кинофестивале. В центре сюжета вор, приговоренный к казни, но помилованный в последний момент: его спасло сходство с местным даймё Такэдой Сингэном. Бедолагу решают выучить играть роль двойника. Вскоре Такэду действительно умирает, и вор вынужден занять его место на троне. Но можно ли править, оставаясь тенью? Как принять ответственность за жизни тысяч людей? Это одна из глубоких картин на тему двойников, а также о роли личности в истории. Сам фильм снимался в историческом замке Химэдзи («Замок белой цапли»), который считается одним из живописных мест в Японии.

Безусловно, самая знаменитая картина этого режиссера «Семь самураев». Это исторический боевик о семи самураях. Сюжет фильма весьма прост. Деревня опасается нового налета бандитов, и крестьяне решают защититься, наняв профессиональных бойцов. Но поскольку денег на оплату у них нет, наниматели ищут исключительно ронинов – самураев без хозяина, готовых работать даже за еду. Так и набирается группа из семи добровольцев. «Семь самураев» породили несколько ремейков и подражаний, из которых вам может быть знакома «Великолепная семерка» и сериал «Мандалорец». Кинокартины «Трон в крови» и «Ран» – это адаптации классического Шекспира под реалии японского средневековья. Это своеобразные версии «Макбета» и «Короля Лира», где нет ни одной строчки и даже ни одного имени из первоисточника, но при этом дух шекспировских трагедий передан.

«Сэкигахара» – фильм о противостоянии Восточного альянса Токугавы Иэясу и Западной армии наследников клана Тоётоми, решившая судьбу объединенной Японии. По сути это первый релиз, посвященный данному историческому событию. Однако по своему сюжетному наполнению больше подойдёт подготовленному зрителю, так как фильм погружает непосвященных в стремительный поток информации о политике и личностях той эпохи. 

Пожалуй, легендарный мечник Мусаси Миямото не уникальный герой для японского кинематографа. Ему посвящено множество фильмов, телевизионных и театральных проектов, художественной литературы (от прозы до манга) и видео-игр. 
«Трилогия о самураях» – это серия фильмов, основанная на романе Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» и «Книге Пяти Колец» – философском трактате, написанный самим Мусаси. Эта серия фильмов о росте характера Мусаси от дерзкого, но сильного молодого солдата до вдумчивого и задумчивого самурая. Бои здесь показаны относительно целомудренно, не демонстрируя ту бойню, к которой на самом деле привели бы такие поединки. Тем не менее трилогия повлияла на будущие фильмы режиссера Квентина Тарантино. В «Убить Билла», например, Невеста убивает О-Рен Исии точно также, как и Мусаси убивает Кодзиро Сасаки, а съемки этой сцены почти идентичны. Сам Билл в конце дилогии ссылается на концовку «Поединок на острове», когда предлагает дуэль на пляже.


Если вы совершенно ничего не знаете о Мусаси Миямото, но не прочь познакомиться с этим героем, то стоит посмотреть документальный анимационный фильм «Мусаси: Мечта последнего самурая». Хотя это не столько биография, сколько попытка разобраться с характером, мотивами и душевным состоянием фехтовальщика, мечтательного и рационального одновременно, ради победы не противящимся убить и ребёнка.

Анимационных сериалов и фильмов об этом историческом периоде довольно много. Чаще всего это истории о реальных или вымышленных событиях, либо же  в произведениях только заимствованы имена персонажей из этой эпохи.

Экранизации игровых серий по Сэнгоку Дзидай: «Эпоха доблести», «Эпоха Смут». 
Истории с фантастическими и историческими допущениями: «Храбрая десятка», «Василиск», «Скитальцы», «Праведные ветра», «Концерт Нобунаги».
Исторические драмы: «Десять храбрых воинов Санады», «Юность Токугава Иэясу», «Мечта последнего самурая», «Чудные вещи». 

Onimusha – кинематографическое приключение в багряных тонах по эпохе Сэнгоку с её сложными конфликтами и неоднозначными героями.
Nioh – история моряка Уильяма, который оказывается в Японии XVII века, где повсюду междоусобицы, а в дремучих лесах – демоны.
Sekiro: Shadows Die Twice – история с фэнтазийными элементами о шиноби по имени Волк в период Сэнгоку.
Sengoku Basara – сюжет игровой серии, с некоторыми историческими допущениями, рассказывает о приключениях воинов, борющихся против несправедливости и злодеев.
Samurai Warriors – серия игр позволяет взять на себя роль одного из военачальников эпохи Сэнгоку и взглянуть на события с его точки зрения.

Все японские исторические сериалы выходят на канале Nippon Hoso Kyokai (NHK). Тайга дорама – так называется жанр, к которому относятся данные сериалы.  
«Глава клана Наотора» – сериал о женщине, которой пришлось возглавить клан Наотора, когда все мужчины ее семьи умерли в войнах. 
«Го – принцесса Сэнгоку» – события сериала начинаются от мятежа в Хонно-дзи (1582 г.), когда Ода Нобунага был предан своим вассалом и до битвы при Сэкигахара (начало XVII века), утвердившей владычество клана Токугава во всей Японии. События показаны глазами племянниц Ода Нобунаги, дочерей его сестры Оочи и даймё Адзаи Нагамаса.
«В ожидании Кирин» – увлекательная историческая драма о жизни генерала и самурая Мицухидэ Акэчи. Он считался одним из наиболее уважаемых подопечных Оды Нобунаги, но отношения между главными действующими лицами оказываются не такими простыми, ведь главный персонаж в итоге станет одним из тех, кто предаст своего господина.
«Стратег Канбеи» – драма о жизни Курода Канбея, военного стратега Тоётоми Хидэёси, работающего с ним рука об руку над планом по объединению Японии. 
«Знамя самурая» – сериал о противостоянии двух легендарных даймё, Такеда Сингена и Уэсуги Кэнсина. Однако сама история рассматривается с точки зрения Ямамото Кансуке – самурая и стратега Такеда Сингэна, мечтающего о мире и единении своей страны. При его помощи Такеда завоёвывает соседние провинции.
«Крепость Санады» – события сериала разворачиваются во время осады замка Осаки силами Токугава Иэясу. Санада Юкимура, подняв знамена своей армии во имя сына Тоётоми Хидэёси, возводит небольшой форт «Санада-мару» на дальних рубежах Осаки. Именно этот форт отражал большинство атак Токугава Иэясу.


Подлинных историй об эпохе Воюющих провинций и самураях множество и каждая, безусловно, заслуживает отдельного внимания. В фонде Зала на иностранных языках вы можете ознакомиться с классическим японским романом «Мусаси» Эйдзи Ёсикава, который посвящен реальным историческим событиям XVI века, когда в Японии шла жестокая борьба за власть между разрозненными кланами самураев. В центре сюжета – история выходца из бедной крестьянской семьи, жизнь которого стала своеобразным эталоном пути воина, следующему по пути кодекса Бусидо. Гениального мастера кэндо, обладавшего мастерством владения двумя мечами одновременно вы узнаете под именем Мусаси Миямото. По этой книге вы прекрасно поймете откуда растут ноги у многих манг и аниме о боевых искусствах. Знаменитый «Бродяга Кенсин», который для русскоязычного читателя и зрителя более известен под названием «Самурай Х», был вдохновлён Ёсикавой. 

Комментарии