Японская фантастика с горчинкой


— Часто видите сны?
— Вижу много, но все какие-то странные.
— Полезно часто видеть сны. От них голова работает лучше. Интересные люди видят много интересных снов, а вот у никудышны людей сны тоже сплошь ни к чёрту. Интересно будет посмотреть, какие сны у вас...


Продолжаем знакомство с японской прозой из зала литература на иностранных языках. Одним из последних классиков современной японской литературы принято считать Ясутака Цуцуи, тяготеющего к направлениям постмодернизма и сочетающего в себе элементы фантастики и авангардизма, пародийность и чёрный юмор. Его часто упоминают как «духовного отца Харуки Мураками». Многие из его произведений были экранизированы, в том числе и роман «Паприка».


По сюжету романа «Паприка», предлагаемого вашему вниманию, в недалеком будущем было изобретено новое средство лечения психических расстройств — «ДС Мини» («Ловец Снов»), позволяющее проникать в чужие сны и наблюдать за ними. Глава героиня истории, работающая над устройством, Ацуко Тиба — светило НИИ клинической психиатрии, кандидат на Нобелевскую премию, начинает использовать устройство без разрешения для помощи больным вне программы исследований, используя свое «альтер-эго» — «Паприку» — девушку, обитающую в мире снов. Но настоящие неприятности для ученых начинаются, когда из лаборатории пропадают прототипы устройства, находящиеся в разработке... 
Глава героиня истории, работающая над устройством, Ацуко Тиба — светило НИИ клинической психиатрии, кандидат на Нобелевскую премию, начинает использовать устройство без разрешения для помощи больным вне программы исследований, используя свое «альтер-эго» — «Паприку» — девушку, обитающую в мире снов. Но настоящие неприятности для ученых начинаются, когда из лаборатории пропадают прототипы устройства, находящиеся в разработке... 

По мотивам романа режиссер Сатоси Кон поставил полнометражный анимационный фильм и его «Паприка» — это тот случай, когда экранизация не хуже книги. В фантастической драме режиссер рисует нам мир, в котором ученые могут наблюдать сны пациентов и погружаться в них. Сюжет последовательно ведет нас в самые дикие полеты фантазии: коллапсирующие города, жуткие куклы, пугающие видения будущего и прошлого.


Нередко зрители сравнивают анимационную экранизацию романа с фильмом «Начало» Кристофера Нолана, но «Паприка» более изобретательно улавливает логику наших сновидений.
Воображение автора смешивает перед нами сновидения и реальность: необходимость бороться со злодеями во сне, боязнь заснуть, «сила сна» и много другое - все это удивительные понятия, с изяществом исполняются в романе, хотя книга и не лишена своих недостатков.

Комментарии