Поп-культура Америки: творчество Джеймса Кэмерона

Популярная культура — это основное течение современной американской истории. Главной темой здесь являются вещи, идеи, символы и способы обращения с ними. Именно их воплощение и отражение лежит в основе американской культурной жизни: спорта, литературы, кинематографа, музыкального и хореографического искусства. Здесь художественные произведения приобретают достаточно агрессивную форму, конкурируя друг с другом в популярности. В этом отношении киноиндустрия Америки совершила переворот при помощи освоения новых технических средств, став бесспорным фаворитом среди многих развлекательных форм популярной культуры и породив множество узнаваемых фигур.

«Я хочу делать фильмы, которые никто до этого не видел,
нечто такое, что раньше нельзя было даже вообразить»
(с) Джеймс Кэмерон

Одной из них стал бывший водитель грузовика, а ныне известнейший режиссер — Джеймс Кэмерон, с которого мы и начнем сегодня наше небольшое знакомство с американским кинематографом и его произведениям, имеющимися в библиотеке им. И.Х. Колодеева.


История начинается скромно в 1977 году, когда 22-летний Джеймс Кэмерон решил посмотреть с другом «Звёздные Войны». Последнему фильм понравился, но Кэмерон был возмущен. В свободное время он писал научную фантастику — истории, действие которых разворачивалось в глубинах таинственного космоса. Но тут его мечту Джордж Лукас воплотил в жизнь на экране. Это разозлило его так, что Кэмерон купил себе дешевое съемочное оборудование и стал практиковать съемку в движении. Но ему нужны были деньги для съемок, поэтому он уговорил дантистов инвестировать $20,000 в собственную версию «Звездных Войн». Кэмерон с другом написал сценарий под названием Xenogenesis и потратил деньги на съемку 12-минутного ролика. Целью эксперимента было привлечение студий для съемок полнометражного фильма, но пробиться в Голливуд ему с этим проектом так и не далось. 
Однако попытка не были тщетна: созданный проект предоставил шанс поработать в студии Роджера Кормана. Корман был известен тем, что с легкостью давал дорогу молодым киноделам, компенсируя их неопытность низкой зарплатой. Именно он дал старт таким режиссерам, как Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола. Кэмерон был нанят Корманом для построения миниатюр космических кораблей к фильму «Битва За Звездами», заполучив место специалиста по визуальным эффектам. И уже в 1981 году он стал режиссером фильма ужасов «Пиранья: Нерест» (продюсером первой картины был Корман). Хотя продюсеру Овидио Ассонитису не понравилась работа Кэмерона и он отстранил его от съёмок. Сама картина провалилась в прокате и получила низкие оценки критиков.
Однажды во сне Кэмерон увидел робота, ползущего к съежившейся от страха женщине: «Мне приснился металлический скелет, выходящий из огня — человекоподобная конструкция, неуязвимая и бездушная, одержимая единственной целью — убивать, сметая все на своем пути», — вспоминает сам режиссер.
Спустя год Кэмерон использовал этот образ как основу для сценария про киборга-убийцу, отправленного в прошлое, чтобы убить мать будущего лидера восстания. Сценарий к будущему блокбастеру Кэмерон написал в соавторстве с Уильямом Уишером, который снимался до этого в «Ксеногенезисе». Они продали его за один доллар будущей жене режиссера Гейл Энн Херд, которая представила его крупным голливудским студиям. Но продюсеры не верили в успех фильма и на маркетинге «Терминатора» сильно сэкономили. Даже когда успех стал очевиден, на рекламу не выделили дополнительных средств. «Терминатор» оставил в культуре существенный след. Его популярность ускорила развитие цифровых видеотехнологий, а персонажи и сюжет стали каноническими. Сам же «Терминатор» это и памятником тому, как можно извлечь максимальный результат из кажущихся скромными стартовых условий. Когда Терминатор вышел, в 1984 году, Джеймс Кэмерон превратился в ведущего кинорежиссёра.
Когда вышел фильм Ридли Скотта "Чужой", фильм сильно поразил Кэмерона. Его впечатлило окружение, дизайн, персонажи, что у него появилась мысль снять продолжение. Во время вынужденной задержки в съемках первого "Терминатора", Кэмерон начал работать над сценарием к продолжению фильма. Права на «Чужого» на момент его выхода принадлежали — Дэвиду Гайлеру, Уолтеру Хиллу и Гордону Кэрроллу. Продюсеры хотели развить кассовый успех «Чужого» и поскорее снять сиквел. О том, чтобы нанять создателя «Чужого» Дэна О`Бэннона не могло идти и речи — стороны сожгли все мосты из-за спора об авторстве сценария первой части. Судьба свела продюсеров с Джеймсом Кэмероном. Летом 1983 года Кэмерон встретился с Гайлером и Хиллом по поводу их проекта «Спартак в космосе», но режиссер остался не в восторге от сюжета, но из вежливости спросил, нет ли у продюсеров другого проекта. Они обмолвились про сиквел «Чужого», а у режиссера было, что предложить Голливуду.
Кэмерон понимал, что бесполезно делать новую версию той же истории. Он сразу расставил приоритеты: он снимает сиквел, расширяющий вселенную и рассказывающий новую историю, а не старую. В центр картины Кэмерон решил поставить тему семьи и заодно решил воспользоваться старыми наработками из «Ксеногенезиса». Ему также было интересно перенести в будущее образ хорошо вооруженных, но самоуверенных и недооценивающих противника солдат, но успех сюжета полностью зависел от персонажа Сигурни Уивер. Кэмерон собирался сделать ее полноценной главной героиней, которая могла бы вытянуть всю историю. Для этого режиссер перенёс действие на 57 лет в будущее, лишив Рипли семьи, работы и связей с миром, для которого она стала чужой. В такой ситуации желание героини уничтожить то, что разрушило ей жизнь, выглядело правдоподобным. Руководство студии было удовлетворено черновиком, и они согласились ждать, пока Кэмерон закончит «Терминатора»
В течение следующих 10 лет Кэмерон руководил съёмками серии таких фильмов как «Бездна», «Правдивая ложь», «Титаник» и другие. Они принесли 1 миллиард долларов от кассовых сборов по всему миру и дали Кэмерону толчок к созданию межзвёздной эпопеи, о которой он долгое время мечтал. Так в 1995 году он написал сценарный план о приключениях парализованного солдата на далекой планете после того, как Земля превратилась в суровую пустошь. Пандора — мир чужих — населен На'ви, жестокими 10-футовыми синими гуманоидами с кошачьими лицами и хвостами ящериц. Кэмерон считал, что этот проект — Аватар — будет его следующим блокбастером. Но после «Титаника» Кэмерон не выпустил ни одного фильма в Голливуде в течение 12 лет. Преимущественно он снимал документальные материалы о подводном мире и участвовал в продвижении кинокартин других режиссеров и мало говорил о своих режиссёрских планах.
"Аватар" стал тем фильмом в карьере режиссера, ради которого ему пришлось не подстегивать прогресс, а подождать, пока он достигнет уровня его задумки. «Если мы возьмемся делать это — мы пропадем. Это невозможно, таких технологий еще не существует», говорил один из художников. Но Кэмерон был уверен, что есть способ улучшить существующие технологии. Режиссер пригласил Винсента Пэйса, специалиста по подводной съемке, который ранее уже работал с ним. Свои идеи они обсудили перед инженерами в подразделении hi-def камер корпорации Sony, которые согласились разработать новую линейку камер. Новая разработка показала себя с лучшей стороны, обеспечив четкую 3D картинку. 
Однако режиссер хотел снять «Аватар» и в цифре и в 3D. К сожалению, сети кинотеатров не так быстро принимали новую технологию. Поэтому Кэмерон решил пусть другие режиссеры опробуют новую технологию. Первым был Роберт Родригес, снявший «Дети шпионов 3D». Для просмотра по-прежнему требовались стерео-очки, но Кэмерон надеялся, что это продемонстрирует спрос на 3D фильмы и подтолкнет владельцев кинотеатров к инвестированию в новые проекционные технологии. Однако и компании по спецэффектам испытывали трудности с созданием реалистичных персонажей. Изменения пришли в 2002 году, когда Питер Джексон и его студия Weta Digital создали Голлума, компьютерного персонажа дли трилогии «Властелин колец». Кэмерон понял, что настало время попробовать создать смоделированный мир. Режиссер провел 5 недель, монтируя 30-секундный тестовый ролик. Industrial Light & Magic отвечала в нем за спецэффекты, и этого хватило, чтобы кинокомпания Фокс дала старт новому проекту, предоставив 195 миллионов долларов. 
Узнать фильмы Джеймса Кэмерона можно по их масштабности. Самые кассовые его картины - «Титаник» и «Аватар» — это эпические истории с дорогими эффектами. Однако Джеймс снимает предельно прямолинейно. Кинокритики поясняют, что Кэмерон работает по математической схеме: «Он не как Джеймс Бонд — взбалтывает, но не смешивает». В его сценарной схеме присутствует столько-то стрельбы, столько-то любви, столько катастрофы, столько смешных фраз. Другой излюбленный прием Кэмерона — яркий женский персонаж в центре сюжета. Будь то офицер Элен Рипли из «Чужих» или влюбленная Роза из «Титаника». Но Джеймс Кэмерон также стремится и к полной реалистичности. За это актёры его и любят, и ненавидят. На съёмках фильма «Бездна» вся съёмочная группа действительно проводила много времени под водой, пройдя курс профессиональных ныряльщиков. Во время работы над «Чужими» тех артистов, которые играли десантников, отправили на тренировку в военный лагерь.
Должно быть вам уже стало понятно, что излюбленной темой для режиссера является исследование глубин океана. Один из его фильмом был построен вокруг изучения глубин подводного мира. «Бездна» — самый неоднозначный и недооцененный фильм Кэмерона. Картина сочетала в себе невероятно сложные съёмки и прорывные по тем временам визуальные эффекты, но при этом так и не зацепила публику. «Бездну» нельзя назвать провалом, но финансовая отдача оставила желать лучшего. Канадец извлек из этого опыта такой вывод: лучше подождать лишнее десятилетие, чтобы наверняка всё снять, чем ещё раз претерпевать мучения из-за того, что технологии оказались не готовы. Тем не менее подводный мир и его обитатели являются вдохновителями режиссера на создание многих представителей инопланетных жизней.
На данный момент Кэмерон задействован в крупной киностройке — до 2027 года  им запланирован выход четырех серий "Аватара", что можно считать невероятным риском. На это режиссер может легко возразить: "Я всегда делаю дорогие фильмы, людям они всегда нравятся, и они хотят, чтобы я сделал это снова".

Комментарии