Фантаст-эрудит. Экранизации произведений Майкла Крайтона

Есть такое понятие, как "фотогеничность", когда благодаря внешним данным или умению естественно держаться перед камерой человек почти всегда хорошо выглядит на фото. Для того, чтобы коротко охарактеризовать произведения культового американского фантаста Майкла Крайтона, подошло бы слово "киногеничность", потому что почти вся его проза производит впечатление идеального материала для киносценариев. Но, к сожалению, богатое творческое наследие ещё не гарантирует столь же значимое количество удачных экранизаций. Майкл Крайтон хоть и занял особое место в истории кинематографа, но не только благодаря триумфам, но и из-за громких провалов, в которых нередко был виноват сам...

Майкл Крайтон — американский писатель-фантаст, один из представителей классики жанра, сценарист и режиссёр, а помимо прочего — профессор антропологии и программист. Считается основателем жанра «технотриллер» (описывает в своих произведениях некие катастрофы как результат небрежного обращения людей с новейшими технологиями, в особенности — биотехнологиями). В первую очередь известен как автор романа «Парк Юрского периода», который и по сей день считается самой лучшей художественной книгой о динозаврах.
Самым первым экранизированным произведением Крайтона был его первый роман «Штамм «Андромеда». Сюжет повествует о том, как вместе с космическим спутником на Землю попадает инопланетный вирус, способный вызывать мутацию у заражённых людей. Группа исследователей пытается устранить последствия этого вируса и не допустить повторения трагедии. Поскольку картина имела определённый успех, Крайтон решил продолжить сотрудничество с Голливудом. Буквально год спустя выходит очередная его экранизация «Лечение доктора Кэри», который по сути представлял собой детектив. Но несмотря на то, что роман «Экстренный случай», по которому был снят этот фильм, в своё время получил довольно престижную литературную награду, сама экранизация в прокате провалилась.
Вообще, в 70-е на экраны вышло довольно много экранизаций Крайтона, в числе прочего стоит отметить «Мир Дикого Запада», идея которого является ключевой для творчества писателя и была реализована, в частности, в знаменитом «Парке Юрского периода»: любая сложная система, созданная человеком, может дать сбой, что приведёт к колоссальной трагедии. «Мир Дикого Запада» по смыслу схож с «Парком Юрского периода», только вместо эпохи динозавров по сюжету богатым клиентам предлагается погрузиться в реалистичную атмосферу американского Дикого Запада, где можно творить, что угодно: развлекаться, бесчинствовать и даже совершенно безнаказанно убивать, поскольку роль «живых» людей в этом парке исполняют роботы. Интересно, что в этой картине впервые в истории кино были сделаны попытки использования 3D-технологий. кроме того, режиссёром этого фильма является сам Майкл Крайтон, как и режиссёром другой своей экранизации — «Большое ограбление поезда». Для своего времени этот фильм был достаточно масштабным проектом, к тому же — с именитым актёрским составом. К слову, Шон Коннери чуть не погиб при съёмках этого самого ограбления. Примечательно и то, что Крайтон перенёс свою книгу на экран почти дословно. Но в её основе лежит реальная история ограбления, совершённого в 1855 году.
Ещё в самом начале своей карьеры в 70-х. Крайтон познакомился и подружился со Стивеном Спилбергом, тогда ещё молодым, но уже подающим надежды режиссёром. Эта дружба выражалась также и в творческом сотрудничестве. Поэтому именно Стивен Спилберг и снял в начале 90-х. «Парк Юрского периода», самый знаменитый фильм о динозаврах по одноименному роману Майкла Крайтона. Для своего времени фильм был действительно революционным, с точки зрения спецэффектов он смотрится достойно даже сейчас. Картина имеет множество довольно посредственных сиквелов, но прямыми экранизациями являются только первых два фильма, снятых по книгам с соответствующими названиями.
Среди других фильмов, вышедших в 90-е, можно выделить фантастическую картину «Сфера», снятую по одноименному роману, который в чём-то перекликается со знаменитым «Солярисом» Станислава Лема. Но даже в большей степени хочется отметить фильм «13-й воин», экранизацию романа «Пожиратели мёртвых». К слову, очень достойная книга, в основу которой легли сага о Беовульфе и путевые заметки о Волжской Булгарии арабского писателя и путешественника Ибн Фадлана (реальная историческая персона, которую в картине играет Антонио Бандерас). По сюжету в качестве наказания Ибн Фадлан отправляется к варварским северным племенам и волею судьбы попадает в боевой отряд викингов, готовящихся к походу против таинственного племени Пожирателей трупов, которые опустошают северные деревни, не оставляя в живых никого. По древней легенде такого врага могут одолеть только 13 избранных воинов, среди которых обязательно должен быть один чужестранец…
В 2000-х, незадолго до смерти Майкла Крайтона, также появилось несколько картин. Среди них так называемая хроноопера «В ловушке времени», основной темой которой стали временные парадоксы, возникшие опять же благодаря тому, что у людей периодически возникает желание поиграть с неподвластными им силами. Ну а «Вирус «Андромеда» — это новая попытка экранизации первого романа Крайтона, на этот раз — в виде сериала.
Несколько лет назад, опять же в сериальном формате, вышел «Мир Дикого Запада». Этот довольно сильный и качественный проект с хорошим актёрским составом демонстрирует канал НВО.
Не так давно кинематографисты снова вернулись к Юрскому парку, хотя «Мир Юрского периода» экранизацией как таковой не является, он использует основную идею Майкла Крайтона, и его действие происходит после событий самого первого фильма, то есть, это своего рода сиквел.

Комментарии